Неточные совпадения
Я хотел бы, например, чтоб при
воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему
в ней два места:
в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества;
в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и
силу, с высоты пышной своей знатности низвергся
в бездну презрения и поношения.
― Вы говорите ― нравственное
воспитание. Нельзя себе представить, как это трудно! Только что вы побороли одну сторону, другие вырастают, и опять борьба. Если не иметь опоры
в религии, ― помните, мы с вами говорили, ― то никакой отец одними своими
силами без этой помощи не мог бы воспитывать.
Возьми самое вялое создание, студень какую-нибудь, вон купчиху из слободы, вон самого благонамеренного и приличного чиновника, председателя, — кого хочешь: все непременно чувствовали, кто раз, кто больше — смотря по темпераменту, кто тонко, кто грубо, животно — смотря по
воспитанию, но все испытали раздражение страсти
в жизни, судорогу, ее муки и боли, это самозабвение, эту другую жизнь среди жизни, эту хмельную игру
сил… это блаженство!..
Мой отец по
воспитанию, по гвардейской службе, по жизни и связям принадлежал к этому же кругу; но ему ни его нрав, ни его здоровье не позволяли вести до семидесяти лет ветреную жизнь, и он перешел
в противуположную крайность. Он хотел себе устроить жизнь одинокую,
в ней его ждала смертельная скука, тем более что он только для себя хотел ее устроить. Твердая воля превращалась
в упрямые капризы, незанятые
силы портили нрав, делая его тяжелым.
К похвале помещиков того времени я должен сказать, что, несмотря на невысокий образовательный уровень, они заботливо относились к
воспитанию детей, — преимущественно, впрочем, сыновей, — и делали все, что было
в силах, чтобы дать им порядочное образование.
Он доказал ему невозможность скачков и надменных переделок, не оправданных ни знанием родной земли, ни действительной верой
в идеал, хотя бы отрицательный; привел
в пример свое собственное
воспитание, требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею — того смирения, без которого и смелость противу лжи невозможна; не отклонился, наконец, от заслуженного, по его мнению, упрека
в легкомысленной растрате времени и
сил.
Система Ивана Петровича
в полной
силе своей применена была только к Феде:
воспитание его действительно подверглось «коренному преобразованию»: отец исключительно занялся им.
Да и как же покорить
силою народы, которых всё
воспитание, все предания, даже религиозное учение ведет к тому, чтобы высшую добродетель видеть
в борьбе с поработителями и
в стремлении к свободе?
Рассказы странниц и внушения домашних хоть и перерабатывались ею по-своему, но не могли не оставить безобразного следа
в ее душе: и действительно, мы видим
в пьесе, что Катерина, потеряв свои радужные мечты и идеальные, выспренние стремления, сохранила от своего
воспитания одно сильное чувство — страх каких-то темных
сил, чего-то неведомого, чего она не могла бы объяснить себе хорошенько, ни отвергнуть.
Княгиня Ирина Васильевна
в это время уже была очень стара; лета и горе брали свое, и
воспитание внука ей было вовсе не по
силам. Однако делать было нечего. Точно так же, как она некогда неподвижно оселась
в деревне, теперь она засела
в Париже и вовсе не помышляла о возвращении
в Россию. Одна мысль о каких бы то ни было сборах заставляла ее трястись и пугаться. «Пусть доживу мой век, как живется», — говорила она и страшно не любила людей, которые напоминали ей о каких бы то ни было переменах
в ее жизни.
На все ласковые убеждения моей матери, что разлучаться друзьям не надобно, а лучше жить вместе и помогать друг другу
в исполнении таких святых обязанностей, — Григорий Иваныч очень твердо отвечал, что считает эту обязанность слишком важною и тяжелою, что ответственность за
воспитание молодых людей если не перед родителями их, то перед самим собою ему не под
силу и мешает заниматься наукой,
в которой он сам еще ученик.
И
в самом деле —
в следующем году новая система народного
воспитания была уже
в силе в Пруссии.
Но достаточно одного: чтобы испорченные люди избавили ее от своего надзора и не заботились об ее нравственном
воспитании, достаточно этого, чтобы естественные стремления человеческой природы явственно выразились
в ней и получили свою
силу.
Известно, что у нас
в воспитании господствует начало [слепого] авторитета, способное убить деятельную
силу в самых энергических и гордых натурах.
Не нужно доказывать, что все, окружающее быт и
воспитание нашего простонародья, вело его,
в большей или меньшей степени, к развитию пороков и слабостей, [неизбежно] соединенных с [рабским или крепостным, вообще,] угнетенным состоянием, — лести, обмана, подличанья, продажности, лени, воровства и пр., вообще всех тех пороков,
в которых надо действовать тайком, исподтишка, а не употреблять открытую
силу, не идти прямо, глядя
в лицо опасности…
Но таково было влияние
воспитания того времени, непривычки к серьезному труду и неуменья найти высшие интересы жизни; такова была
сила ложных отношений,
в каких стояли тогда Багровы и все их родственники и знакомые, — что даже и
в городской жизни выражалась та же праздность и апатия,
в какую они погружались
в деревне.
Твой отец был обласкан Государем, я имела честь представляться Императрице, ты получил свое
воспитание между лучшими русскими и грузинскими юношами и только
в силу своего упрямства ты зарылся здесь,
в глуши и не едешь
в северную столицу.
«Молодость моя погибла ни за грош, как ненужный окурок, — продолжал я думать. — Родители мои умерли, когда я был еще ребенком, из гимназии меня выгнали. Родился я
в дворянской семье, но не получил ни
воспитания, ни образования, и знаний у меня не больше, чем у любого смазчика. Нет у меня ни приюта, ни близких, ни друзей, ни любимого дела. Ни на что я не способен и
в расцвете
сил сгодился только на то, чтобы мною заткнули место начальника полустанка.
Было ли это следствием холодности ее натуры вообще, или же семена развития их общего с Александрой Яковлевной учителя, студента Беляева, попали на благородную почву, и княжна Анны стала чужой
в родной среде, относясь к ней с высокомерным презрением и им заменяя невозможный для нее,
в силу ее
воспитания и положения, более явный протест?
Он горел желанием поступить
в военную службу и, быть может, не вмешайся
в его судьбу две дамские прихоти, сперва его бабушки, поклонницы «Московских ведомостей», а затем его матери, хранившей
в своем сердце воспоминание о танцах с миловидными и чистенькими лицеистами, по той дороге, которую определил ему отец, при корпусном
воспитании, его жизнь сложилась бы иначе и несомненные способности и духовные
силы, таившиеся
в этом пылком юноше, получили бы другое направление.
Анна Аркадьевна жаждала самостоятельной деятельности, но
в силу ее
воспитания и образования, такая деятельность могла открыться для нее только
в области искусства.
Он углублялся
в рощи, опускался на дно оврагов, собирал там растения, которых врачебную
силу уж знал, и те, которые неизвестны были
в южных странах: эти готовил он
в дар месту своего
воспитания.
Он обладал пылкою душою, редким умом, непоколебимою, выдающеюся
силою воли и имел бы все главные качества великого монарха, если бы
воспитание образовало или усовершенствовало
в нем природные способности, но рано лишенный отца и матери, отданный на произвол буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, он был на престоле несчастнейшим сиротою русской державы, и не только для себя, но и для миллионов своих подданных готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда еще ум, этот исправитель страстей, недостаточно окреп
в молодом теле.